пятница, 4 февраля 2011 г.

Оздоровление учащихся через игровые формы

Введение
Деньги потерял – ничего не потерял,
время потерял – многое потерял,
здоровье потерял – все потерял.
(Русская народная пословица)
Проблема здоровья детей как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей.
View more presentations or Upload your own.


Цель работы:
• выявить, теоретически обосновать условия, способствующие эффективному оздоровлению младших школьников.
Задачи:
1. Изучить теоретические предпосылки здоровья младших школьников в современных условиях.
2. На основе изучения педагогической литературы охарактеризовать содержание и методику оздоровления младших школьников.
3. Показать возможные пути использования игровых форм в оздоровлении школьников.


Глава I
Факторы, влияющие на здоровье учащихся

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 30-40% первоклассников. Поэтому передо мной встала задача помочь не только хорошо адаптироваться к школе новым ученикам, но и не усугубить их здоровье, а поддержать.
Сохранение здоровья школьников – общая задача педагогов, медиков, родителей. В рамках решения данной проблемы я отметила наиболее важные направления педагогической деятельности:
• правильная организация учебного процесса;
• включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов;
• использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
Одной из причин снижения уровня здоровья школьников является отсутствие в процессе обучения необходимого для нормального развития молодого организма объёма физической активности: «сидячие уроки», однообразие видов, как правило, пассивной деятельности на уроке, проведение занятий в душном помещении, «замкнутом» - закрытом миру пространстве.
И ещё одна, очень важная, причина низкого уровня здоровья школьников – отсутствие сознательного отношения каждого учащегося к собственному здоровью, стремления быть здоровым.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.

Глава II
Формы работы по оздоровлению учащихся

              За основу своей работы я взяла методику Ковалько В. И. Для формирования физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности я успешно применяю данные материалы.
Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно.
              Вводная гимнастика в школе – 300 движений. Рациональная организация перемен обеспечивает до 1000 движений, физкультпаузы на уроках – до 150, часовые занятия физическими упражнениями – 4500 локомоций.
Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса я ввела гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах.
              Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важнейших для школьного обучения органов и функциональных систем центральной нервной системы. Зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата.
Поэтому на уроках я использую различного рода ориентиры, такие как:
1.Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами.
Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
2. Тарелки с разноцветными кружками.
Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
             С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.
Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой - ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию. (Приложение 1)
3.Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей.
В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4.
           Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д.
          При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно, увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты.
Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.
              На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущими», влияющим на все стороны жизни в каждом конкретном периоде.
             С приходом ребенка в школу вид деятельности меняется на учебный. Но игра не исчерпала своих возможностей и продолжает активно воздействовать на развитие младших школьников.
            Особое внимание уделяю физкультминуткам на уроках письма, русского языка, делаются упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно. Но больше всего дети любят музыкальные танцевальные физкультминутки.
              Поскольку ребенок приступает к обучению в школе, еще не зная, как надо учиться, задача педагога – помочь маленькому человеку быстрее адаптироваться в новой для него обстановке. В этом случае можно использовать игры, которые помогут снять физическое напряжение, помогут сформировать собранность и ученическую ответственность, помогут в создании дружеской атмосферы в коллективе учащихся. (Приложение 2)
              Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывать привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику (Приложение 3)
Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках помогают мне обеспечить отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
               Физкультурные минутки я провожу в сопровождении музыки или использую стихотворные строки. (Приложение 4)
Подвижные перемены, позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке. Обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.
                Кроме того игры помогают детям закрепить знания, полученные на уроках по всем предметам. Так используя, игровые формы при работе с математическим материалом пришла к тому, что дети на фоне положительных эмоций и радости движений постепенно осознают значимость логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.
Например: игроки садятся по кругу и перебрасывают друг другу мяч, называют при этом числа по порядку. Но вместо нечётных чисел говорят «не скажу». Кто ошибся, выбывает из игры. (Приложение 5)
                Поскольку игра является величайшей школой социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся получают благодаря игровым приёмам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности в частности.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире. С целью закрепления знаний природоведческого характера использую такие игры: «Шишки, желуди, орехи», «Летит – не летит», «День и ночь» и т.д. (Приложение 6)
               При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:
1. Правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей семилетнего возраста;
2. Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным её участником;
3. Исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные правила)
4. Игра не должна унижать достоинства играющих;
5. При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного – к лёгкому, от сложного – к простому, т.е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую живую проводить в конце урока;
6. На уроках игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них на равных решается не только двигательная, но и умственная задача;
7. Игру нельзя обрывать незавершённой;
Только при этих условиях игра выполнит все свои функции и оставит след в сознании ребёнка.

Заключение
             В качестве заключения хотела бы сказать, что в движении школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.
             В целом в результате всего комплекса оздоровления детей наблюдается положительная динамика уровня здоровья детей:
- сохранение и развитие здоровья учащихся;
- снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями;
- социальная адаптация детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
              Дальнейшая моя деятельность должна быть направлена на поиск новых путей улучшения здоровья. Апробация и внедрение современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс способствует улучшению здоровья детей, развитию их знаний, умений и способностей к самооздоровлению.
             Подводя итог всему сказанному, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Комментариев нет:

Отправить комментарий